Статья в журнале "Вожатый Века" №3 - осень 2005

Сергей ГРИГОРЬЕВ,
кандидат психологических наук,
Александр ФРОЛОВ,
кандидат педагогических наук
ИГРЕ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира. Вот почему на протяжении всего XX века осмыслением этой сферы детства (как объекта и уникального субъекта общественной модернизации) занимались отечествен-ные и зарубежные педагоги и психологи, такие, как: Л.Божович, Л. Выготский, Т. Конникова, А. Леонтьев, А. Макаренко, М. Монтессори, С. Рубинштейн, В. Сухомлинский, Г. Черный, И. Шангина, С. Шмаков, Д. Эльконин и др.
Для роста личности в любом обществе важен разви-вающе-воспитательный потенциал культуры, а в интенсивно меняющемся российском обществе психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость: они - весьма важный и, к сожалению, проблемный аспект сферы образования и культуры. И они особенно обострились в начале третьего тысячелетия, когда изменился не только традиционный детско-праздничный календарь, но и сами игры-развлечения, наиболее популярные в детской среде.
Основой для работы над этой проблемой послужило осуществление Московским Городским Дворцом Детского (Юношеского) Творчества - крупнейшим учреждением этого профиля - открытой городской программы "Игра", а также специально разработанной в 2002 году отрытой комплексной программы "Праздники Детства".
Идеи и программы конференций позволили объединить усилия участников Московских конференций, Первых Бартрамовских чтений в художественно-педагогическом музее игрушек РАО в Сергиевом Посаде, круглых столов в оздоровительном центре "Лесная сказка" г. Череповца, участников Первого Всероссийского семинара режиссеров детских праздников (программе "Культура России 2002-2005 гг."), а также региональных встреч, прошедших в Вологде, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны.
Хочется особенно отметить научно-практическую конференцию, прошедшую в стенах Московского городского Дворца на Воробьевых горах в ноябре 2003 года. Она включала экспертные симпозиумы ("Празднично-игровая культура: горизонты и перспективы" и "Игровые технологии и игры в современном образовании"), а также ряд круглых столов по более частным проблемам состояния и перспектив социальной педагогики детских праздников, экологии игросферы современного мира детства, комплексной игротерапии развития и др. Эти дискуссии подтвердили актуальность рассматриваемых тем и перспективность разработки проектов и программ, имеющих общую направленность - празднично-игровая культура детей и молодежи начала III тысячелетия.
В 2004 году состоялась научно-практическая конференция "Празднично-игровая культура современного мира детства", где продолжилась дискуссия педагогов-специалистов системы общего и дополнительного образования детей и была представлена фотовыставка "Праздники детства", подготовленная фотостудией Дворца "Московское окно". Около ста работ наглядно повествовали о наиболее важных и интересных детских праздниках в Москве. Впервые в рамках конференции состоялось обсуждение-дискуссия "Празднично-игровая культура глазами педагогической прессы" при активном участии журнала "Вожатый века" и газеты "Пионерская правда".
За это время в обсуждении проблемы празднично-игровой культуры приняло участие в общей сложности около тысячи специалистов, экспертов и педагогов-практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Курска, Нижнего Новгорода и других городов России - от Калининграда до Ханты-Мансийска.
Сегодня мы представляем читателям журнала "Вожатый века" материалы "из выступлений ведущих спе-циалистов", посвященные проблеме празднично-игровой культуры детей и молодежи, которые в ряд специальных изданий вошли полностью.

Борис ВУЛЬФОВ,
доктор педагогических наук,
профессор Университета РАО

"Праздник и игра являются верными спутниками страны детства. Читаем у В.И. Даля краткое и верное: "Праздники памятны, а будни забывчивы". Пословица эта точно верна в отношении к праздникам детским. Они по-настоящему "памятны" тем более, чем интересней детям, чем более их собственную активность вызывают. Однако сегодня педагоги констатируют явный дефицит игровой культуры и у детей, и у взрослых. Проведение научно-практической конференции по празднику и игре выводит нас на важную педагогическую тему воспитания личности ребенка. Важнее нет задачи в педагогике, чем формирование юного гражданина своего Отечества. В этом плане Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества накопил богатый опыт работы со многими поколениями детей и родителей.
Воспитанию нельзя однажды и навсегда научиться! Оно всегда - при любом возрасте и характере, при любой профессии и стаже человека - создает все новые для него ситуации. Чаще всего в них проявляются те или иные общие тенденции или закономерности, объясняемые теорией. Поэтому знание постулатов педагогической науки, этнопедагогики очень важно. Но и это знание эффективно реализуется в конкретном опыте, только в данных условиях, в данной ситуации. И любая такая ситуация непременно начинается с вопросов: кто? что? зачем? - и продолжается, в связи с ответами на них - поиском и выбором вариантов решений (почему? что? как?), его принятием, и завершается новыми вопросами: что произошло? как будет? что делать дальше? В ответах на подчеркнутые вопросы воплощаются не только теоретические знания, но и личность педагога (и не только профессионала): его характер и темперамент, состояние и настроение. Чем больше вопросов, тем тщательнее поиск и анализ ответов, тем вероятнее оптимальный выбор решения. Но и оно тем более эффективно, чем над большими новыми вопросами заставляет задуматься..."

Ввладимир ГРИГОРЬЕВ,
доктор педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания

"И игра, и праздник переживают сейчас весьма противоречивый, даже драматический период своего развития. С одной стороны, по сравнению с долгими годами недостаточного к ним внимания, настал бум празднований и игр. Но с другой стороны, создается этот бум за счет бурного развития сравнительно немногих, приносящих
большую прибыль или престиж, но часто сомнительных в нравственном и педагогическом отношении игровых и праздничных форм: азартных игр, игровых автоматов, компьютерных игр, "раскрученных" рекламой игрушек, бесконечных претенциозных юбилеев, презентаций и т.п.
Большинство же остальных форм, не сулящих быстрой и большой выгоды, попало в еще более трудное положение, чем прежде: они могут вовсе исчезнуть. К примеру, закрыто множество отечественных фабрик игрушек, а рынок наводнен игрушками зарубежными и бесконтрольно изготовляемыми отечественными, среди которых масса недоброкачественных, буквально опасных для физического и духовного здоровья детей. Несмотря на приказы Министерства образования об обязательной экспертизе детских игр и игрушек, положение с их качеством мало изменилось. Критике подвергается и многое в современных празднествах -вплоть до приложения к части из них пушкинского образа "Пир во время чумы". Беспокойно и за судьбу многих из них - хороших, но не получающих должной материальной поддержки.
Одна из причин трудностей в развитии игр и праздников - недостаточное их взаимодействие, хотя они тесно взаимосвязаны по самой своей сути, что становится очевидным при рассмотрении их свойств. Это делает возможным и во многих случаях наиболее целесообразным рассмотрение игр и праздников в составе интегрированной празднично-игровой культуры..."

Лия КУЗНЕЦОВА,
кандидат педагогических наук
зав. отделом развития кадрового потенциала
МГДД(Ю)Т, член-корреспондент Международной
академии информатизации

"Прежде всего, всеми нами должны быть добровольно и осознанно признаны и включены в нашу профессиональную деятельность основные идеи и положения Конвенции о правах ребенка, новая этика отношения к детям. Игра и праздник - яркие элементы детской жизни. От их разнообразия, наполненности интересным познавательным содержанием, эффективной методики, возможности активного и творческого участия ребенка в их подготовке и проведении во многом зависит "качество" его социализации. Как отмечал наш соотечественник, психолог и педагог В. Зеньковский, "...все игры (за очень небольшими и случайными исключениями) заполнены социальным содержанием. Дети играют всегда в "человека", игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни".

И очень важно, чтобы дети не были только пассивными зрителями праздничных и игровых мероприятий. Они должны быть привлечены как разработчики игр и программ праздников (советы дела, сценарные группы и т.д.), а в процессе их проведения выступать в роли консультантов, ассистентов, инструкторов, помощников режиссера, костюмера и др.
На наш взгляд, у нас еще мало разработано ролевых игр и праздников с социально-правовым содержанием (я - ребенок, я - Человек; мои права и обязанности; свобода личности; как общаться с людьми; как не допустить конфликта и т.п.). А ведь целый "пакет" подобных игр и праздников уже используется на практике в других странах (например, в Белоруссии), городах, учреждениях и детских объединениях. С ними необходимо с ними познакомиться (специальная литература издана) и творчески адаптировать к нашим условиям.
Постоянная забота о развитии и совершенствовании детских игр и праздников, усилении активной позиции самих детей в их подготовке и проведении, участие в определении критериев оценки победителей, правил и требований организации игровой и праздничной деятельности, уважение и внимание к мнению детей, их интересам и потребностям - одна их важнейших социально-педагогических задач взрослого сообщества..."

Ирина ФРИШМАН,
доктор педагогических наук, заместитель директора
Научно-практического центра Международного союза
детских общественных объединений
"Союз пионерских организаций - Федерация детских
организаций"

"Игровое взаимодействие можно рассматривать как специфическую норму общественных отношений, актуализирующуюся в детских объединениях. Психолого-педагогические особенности игрового взаимодействия обусловлены изменением ситуации и отношения общества к детским объединениям как особому социальному институту. Система факторов общественного развития существенно повлияла на процессы формирования социального опыта детей, найдя свое отражение во всех сферах жизнедеятельности ее юных граждан
Общество предъявляет ребенку определенные требования, их совокупность принято называть "социальной ролью". Эти требования в ходе социализации и в результате внутреннего усвоения норм становятся структурным элементом человеческой личности. Предоставление возможностей для выбора самых разных социальных ролей - особенность деятельности детских общественных объединений конца XX века. В процессе игрового взаимодействия, происходящего там, ребенок не только обучается социальным ролям, но и интерио-ризирует определенные предписания, которые становятся его внутренними побуждениями, входят в структуру личности, становятся внутренней сущностью.
Возникновение объединений детей и взрослых -явление культурно-историческое. Именно через творческое участие в жизнедеятельности объединения личность становится автором своего миропонимания, ценностно-нравственной направленности, эмоционально-волевых проявлений, социально-гражданского поведения, преобразовательной деятельности, фиксирующей собой опыт созидательной жизни..."

Константин СКВОРЦОВ,
профессор МПГУ,
октор педагогических наук

"Игровая деятельность заложена в маленьком человеке самой природой, поэтому мы обязаны это учитывать. Во время игры ребенок не только физически и умственно развивается, но и учится понимать других, считаться с их интересами, приучаться к соблюдению определенных правил и ограничений. У ребенка во время игры вырабатываются качества, необходимые для дальнейшей взрослой жизни. По этому поводу А. Макаренко говорил-"... как ребенок играет, так он и будет работать".
Игры всегда отражают социально-экономические изменения в обществе. Можно представить, что следует ожидать в детских играх нашего нестабильного времени когда на смену прежней жизненной концепции - создавать блага для будущего и для всех, приходит новая -брать сегодня и только себе, не думая ни о других членах общества, ни о последствиях для нашей Родины. Именно поэтому в последние годы в среде детей стало престижным не уметь что-то делать, а наоборот - что-то иметь.
Вопросы организации детского игрового досуга приобретают особую остроту в связи с переходом общеобразовательных школ на "школу полного дня" Теперь школа должна будет полнее удовлетворять естественную потребность детей в игре, кроме того, ей предстоит решить еще одну очень важную задачу - научить детей в процессе игры отдыхать от учебы. В противном случае дети, даже здоровые, просто физически не смогут выдержать предполагаемых нововведений..."

Анеля ФОМИНА,
доктор педагогических наук,
зам.директора МГДД(Ю)Т

"Переход российского общества к рыночным отношениям в конце XX века потребовал новых технологий работы всех социальных институтов. Процесс трансформации социальной инфраструктуры, культуры и цивилизации обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки к жизни и социальному успеху
В новых экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей (УДОД) как основных социальных институтов сферы свободного времени детей. Их разносторонняя и многоплановая работа охватывает социально-полезными делами значительную часть подрастающего поколения страны - свыше 30% детей (с учетом инфраструктуры дополнительного образования на базе общеобразовательных школ). А совокупность реализуемых и проектов на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских и игровых программ дает представление о педагогической составляющей их деятельности, что позволяет рассматривать эти учреждения как некие универсальные центры, которые охватывают не только традиционные сферы знании, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей современные социально-экономические потребности детей, их ценностные ориентации "
Говоря о содержательных видах деятельности и празднично-игровой культуре, отметим, что игра присутствует в
каждом из них и как вид деятельности, и как форма которая позволяет обеспечить обучение, воспитание и разви
тие детей на высоком качественном уровне и которая охватывает практически все типы детских коллек
тивов и объединений, функционирующих в сфере свободного времени. С помощью игры и детских праздников педагоги и психологи имеют реальную возможность сформировать и развить у нового поколения навыки обра зовательных и эмоционально-коммуника тивных связей; заинтересовать и активизи ровать их общение через предлагаемый спектр игровых ролей и правил; помочь формированию мышления и творческих способностей; донести до них смысл народных обрядов и традиций, расширить их эрудицию; способствовать эмоциональному раскрсгющению и разностороннему развитию личности. А самое главное - праздник и игра помогают каждому гражданину России - маленькому и взрослому - почувствовать себя наследниками колоссального культурного богатства своего народа и своей страны. Проблема обозначена - разговор начат, и к участию в нем, рассказу о своих путях, открытиях и находках, мы приглашаем всех читателей журнала "Вожатый века"