Главная страница найти на странице
 


вернуться к началу раздела>>

содержание

 
I. Е.А.Покровский и проблемы истории и теории игры
 
  Григорьев В.М. На пути к теории народной педагогики ,игры 5
  Кулагин Б.Е.

Деятельность и взгляды Е.А.Покровского в области физического воспитания

19
  Григорьев С.В. Некоторые направления исследования игры
в русской науке XIX столетия
24
  Назаренко В.Б Труды Е.А.Покровского в контексте
истории международных антропологи
ческих исследований игры
28
  Горбунов Б.В Игра и воинские традиции в народной культуре русских 35
 
II. Регионально-этнические исследования игры
 
  Прокопенко В.И., Прокопенко В.В. Традиционные игровые средства физического
воспитания народов Севера и их роль в воспи
тании молодого поколения
41
  Красильников В.П. Этнопедагогические условия использоания
народных игр и состязаний хантов
51
  Ооржак Х.Д-Н . Игры народов Южной Сибири 59
  Григорьев С.В. Личностное, этническое и общекультурное в
этнопсихологическом исследовании игрового
поведения
66
 
III. Теория и практика игры
 
  Лазарев А.И. Игра как педагогический компонент уроков
народоведения
72
  Григорьев С.В., Кроткий А.В. Видеоэнциклопедическое исследование народ
ных игр в процессе их научного познания и
возрождения
81
  Плотников А. А. Возрождение традиционного инвентаря для
народных игр
90
  Нисловская Л.А. Участие школьников и молодежи в собирании
и изучении игр
98
 
Сведения об авторах
 
  Горбунов Борис Владимирович- кандидат исторических наук, доцент Рязанского государственного педагогического университета, член Совета директоров ММИИ.  
  Григорьев Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развитие личности РАО, член Совета директоров ММИИ.  
  Григорьев Сергей Владимирович - кандидат психологических наук, главный координатор МОДИ, член Совета директоров ММИИ.  
  Ерошкин Андрей Викторович- заведующий сектором развития прел-метно-игровой деятельности Московского городского Дворца творчества детей и юношества, директор информационных программ МОДИ.  
  Красильников Валерий Павлович - кандидат педагогических наук, старшин преподаватель Уральского государственного педагогического университета,  
  Кулагин Б.Е.- кандидат педагогических наук, автог диссертации о Е.А.Покровском (1952).  
  Лазарев Александр Иванович- доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой Челябинского государственного университета, член-корреспондент Петровской академш! наук и искусств.  
  Назаренко Вера Борисовна - научный сотрудник НПО "Игра и труд".
 
  Нисловская Любовь Аркадьевна- заведующая отделом игры Московского городского Дворца творчества детей и юношества  
  Ооржак
Херел-оол Дажы-Намчылович-
кандидат педагогических наук, доцент
Кызылского государственного педаго
гического института, докторант
С-Петербургской академии физического
воспитания.
 
  Плотников
Александр Анатольевич

директор Научно-производственного объединения "Игра и труд".  
  Прокопенко Вера Васильевна- доцент кафедры спортивных дисциплин Нижневартовского педагогического института.  
  Прокопенко Владимир Иванович - доктор педагогических наук, профессор декан факультета физической культуры и спорта Нижневартовского педагогического института, член Совета директоров ММИИ.  
 

Предисловие


Игра - один из самых ярких, значительных и загадочных феноменов человеческой культуры. Современное общество переживает эпоху всеохватывающего увлечения игрой. Лавинообразно растет масса и без того уже трудно поддающихся даже простому перечислению работ, посвященных игре и "человеку играющему".
Парадокс в том, что при всей талантливости многих авторов так и не найдено всеобъемлющее понимание столь важного явления. Напротив, общая картина становится все более противоречивой и расплывчатой. Вводимые в оборот новые факты и соображения часто оказываются несопоставимыми с предыдущими, так как относятся к разным моментам развития игры - явления, непрерывно, быстро и поразительно прихотливо развивающегося.
Схватить хотя бы несколько последовательных этапов развития, чтобы по ним представить (смоделировать) общую его направленность и "механику" можно, лишь объединив усилия специалистов, исследующих культуру игры с самых разных сторон. Другими словами, требуется комплексный подход, причем в столь широком его значении, чтобы была обеспечена действительная целостность изучения игры. А это означает необходимость сотрудничества уже не просто разных наук, но и науки в целом с другими путями познания - художественного, интуитивного и т.д. Пойдем еще дальше - требуется даже не познание просто, а освоение игровой культуры также и в ее практическом назначении, с чем познание, кстати, связано неразрывно, при всей его относительной самостоятельности.
Такие соображения привели самых разных людей, общим для которых оказалось одинаковое отношение - дружба с игрой - к созданию Общества друзей игры. Одним из главных направлений МОДИ стало всестороннее изучение празднично-игровой культуры, что входит в число приоритетных направлений создаваемого Московского международного института игры (ММИИ), издательства ОДИ-ШТЕКЛЧАТЮМАЬ и других начинаний, в частности, составления и издания серии выпусков "Теории и истории игры".
Название это без пояснений могло бы показаться претенциозным. Даже отдельно за теорию или историю игры приняться решатся сейчас немногие, однако необходимо рассматривать сразу обе ипостаси. Если "игра - практика развития" (С.Л.Рубинштейн), то при ее изучении необходим историзм. Имеющиеся факты требуется группировать, анализировать, систематизировать непременно в соответствии с теми этапами исторического развития игровой культуры, к которым они принадлежат, а не перебрасывать произвольно из одной стадии (уровня) развития в любые другие. Единая теория игры, если и возможна, то лишь в контексте ее исторического развития. Отсюда - соединение теории с историей в названии предлагаемого читателю издания. История имеется в виду не только зафиксированная письменно, но и неписаная, то есть весь исторический путь, пройденный игровой культурой человечества. При таком понимании (даже если оставить пока в стороне предшествовавшие человеку игры животных и уж вовсе всевременные игры сил космических) основная часть истории игры окажется складывавшейся стихийно. Ведущей силой, влиявшей на развитие всей игровой культуры, предстают традиционные народные игры. Становятся понятными особая важность и актуальность изучения именно их феноменологии, обещающей многое раскрыть как в общей истории развития игры, так и в ее онтологии.
Это подтверждается при изучении целого ряда ключевых моментов истории игровой культуры, из которых составители выбрали для начала лишь один, связанный с именем выдающегося исследователя народных игр Егора Арсеньевича Покровского - отдавая этим долг его памяти как раз в столетнюю годовщину со дня его кончины.
Вклад Е.А.Покровского в изучение игры оказался столь разносторонним, что это позволяет в связи с его именем затронуть самые разнообразные проблемы как исторического, так и современного развития игровой культуры.
Теория и история игры находятся в стадии становления. Поэтому было бы преждевременным выстраивать ее части в слишком строго регламентированном порядке. Редакторы сознательно допускают некоторую степень противоречивости публикуемых работ. Часто противоречие - источник развития. Кроме того, это лишь первый выпуск, за которым уже вырисовываются контуры нескольких последующих, которые, надеемся, прояснят многое из того, что в первом выпуске кажется недостаточно ясным или спорным.
Редакторы.

 
 


 


 

 





 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология