Главная страница найти на странице
 

к началу раздела

С. В. ГРИГОРЬЕВ
Кандидат психологических наук, заведующий отделом игры Московского Дворца творчества детей и юношества

ИГРОТЕРАПИЯ

В российском обществе существует несомненный, но пока еще, к сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и проводится в жизнь рядом авторитетных международных организаций - ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП и др. Это право в полной мере касается и детей-инвалидов. А осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей, подростков и молодежи, является важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации инвалидов и важной стороной состояния игровой культуры общества, поскольку дети с ограниченными возможностями являются его частью.
Благодаря прогрессивным традициям отечественной культуры и образования, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, лечебной физической культуры и других направлений коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогических методик, накоплен немалый опыт использования игровых форм в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями.
Игра, по точному выражению крупнейшего отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, является "практикой развития". Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребенка, в том числе ребенка-инвалида, осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом степени и вида его инвалидности, во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер (к последним следует отнести разные направления игротера-пии, включая куклотерапию, театротерапию и др.). Наиболее доступны для родителей и общественности, безусловно, простейшие формы организации игрового поведения детей-инвалидов, в то время как специальные методики и программы требуют участия высококвалифицированных специалистов, педагогов, дефектологов, специалистов по психологии, лечебной физкультуре и т. п. Преодоление тех или иных форм ограничения физических возможностей через формирование в игровой деятельности зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) ведет к доступной гармоничности интеллектуальной и моральной сторон личности.
Работа по применению разнообразных форм деятельности в сфере игры: непосредственное проведение игр для детей с ограниченными возможностями, организация для них специализированных игровых комнат - игротек, совместное создание и организация деятельности игровых площадок для детей-инвалидов- всегда предусматривает четкое осознание особенностей, целей, задач и определенной последовательности или плана действий. Это своеобразные программы работы в области игротерапии, поскольку коррекционно-педагогическая деятельность эффективна лишь при наличии заранее продуманной стратегии и методики деятельности воспитателей и организаторов.
Все эти особенности отчетливо выявляются при рассмотрении глав, посвященных игре, в фундаментальном руководстве Дэвида Вернера "Реабилитация детей-инвалидов", изданном во многих странах мира. Продуманность и целенаправленность воспитательного применения игр - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать и самостоятельно учитывать в игровом поведении естественные ограничения своих возможностей, но в детском возрасте вся ответственность за последствия непродуманного педагогического руководства игровым поведением детей-инвалидов лежит на взрослых воспитателях. Поэтому вполне обоснованы и закономерны советы известного физиолога и педагога П. Ф. Лесгафта, найденные нами в старых, изданных в конце прошлого столетия руководствах по реабилитационной деятельности: непосредственно на себе опробовать особенности игрового поведения слепых, глухих, людей с ограничениями двигательных возможностей, применяя для этого завязывание глаз, связывание или привязывание рук или ног и т. п. Подобные "имитационно-ролевые игры", как мы назвали бы их теперь, действительно помогают организатору почувствовать на себе хотя бы некоторые трудности проведения игр с детьми-инвалидами. Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации физкультурно-спортивной, досуго-во-игровой, соревновательной и интеллектуально-игровой сферах педагогической деятельности с применением игры.
Центральное место должны занимать здесь разнообразные творческие игровые программы, специально разработанные для детей с ограниченными возможностями с учетом степени и вида их инвалидности. В педагогическом плане такие программы целесообразно разделить на две основные группы:
Игровые программы, ориентированные на разовое участие в них, но осуществляемые в виде игровых соревнований и конкурсов с большим количеством участников. Спецификой этих программ является включение многочисленных игровых элементов, забав, шуток, игровых аттракционов, развивающий эффект которых носит одноразовый характер. Игровая программа остается ярким впечатлением, а часто воспроизводится участвовавшим в ней ребенком или взрослым по собственной инициативе в доступных ему условиях: в семье, с близкими друзьями и т д. Проводимые высококвалифицированными, талантливыми ведущими, такие программы становятся запоминающимися событиями. В этом смысле подобные игровые программы близки по своему психолого-педагогическому воздействию посещениям музеев, театральных постановок, спортивных состязаний и т. п.
Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл. Такие программы реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или умелыми педагогами и культорганизаторами в сфере организации досугово-игровой деятельности инвалидов. Развивающий эффект достигается здесь через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционально радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Собственно игровая направленность подобных циклов программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающих игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т. п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое. Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки воспитанников, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ.
Игротека - это комплект разнообразных игр, игрового инвентаря и игрушек, с помощью которого решаются задачи организации свободного времени детей, подростков и взрослых, реализация их потребности в игре, а также психолого-педагогические цели развития игровой культуры человека, семьи, воспитательного учреждения или организации, где такая игротека может быть создана или создается. Первые игротеки появились в нашей стране в 1934-1935 годах. До сих пор действуют такие формы деятельности игротек, как передвижная игротека, игровой клуб по переписке "Клуб на дому", городская "Неделя игры и игрушки", которая в этом году отметит свое 50-летие, игровые программы для детей разных возрастов, и в том числе для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в мире получило широкое распространение международное движение игротек (библиотек игрушек) и лекотек, специально ориентированных на организацию игрового поведения детей-инвалидов начиная с очень раннего возраста. Регулярно проходят конференции и съезды работников игротек (одна из таких конференций проводилась в 1992 в Москве году, и все ее участники смогли ознакомиться с системой работы в игротеках Московского городского Дворца творчества детей и юношества).
Создание и деятельность игротек выполняет важную функцию даже в тех случаях, когда семья может приобретать большое количество разнообразных игр и игрушек. Она необходима детям, у которых ограничены возможности перемещения и которые вынуждены значительную часть времени проводить дома. Игротека как специально продуманная развивающая игровая среда не только "приглашает" к себе в гости детей-инвалидов, но и "организует" выездные игровые программы, осуществляет деятельность игрового клуба по переписке ("Клуб на дому"). Игротека становится центром организации специ-
альных игровых праздников для разных категорий детей с ограниченными возможностями в помещениях Дворца творчества на Воробьевых горах и на открытых площадках, поскольку там всегда есть необходимый игровой инвентарь для десятков и сотен детей и сопровождающих их взрослых.
При организации игротеки необходимо позаботиться о ее комплектации. Ведь не всякий набор игровых предметов можно назвать игротекой, поскольку не всякий набор игровых предметов поможет решать как задачи реализации разносторонних потребностей детей, подростков и взрослых в игре, так и задачи развития. Необходимо собрать такой комплект, в котором были бы представлены все разделы игрового инвентаря. Кроме того, необходимо особо позаботиться о разносторонности и многофункциональности оборудования, если игротека предназначается для детей с разными видами инвалидности.
Коротко перечислим основные разделы оборудования игротеки:
* настольные игры, игровые аттракционы, конструкторы, иг
ры-головоломки и др.,
* игрушки,
* игровой инвентарь для подвижных и спортивных игр,
* материалы и инструменты для самостоятельного изготовления
некоторых игр-самоделок, для строительных игр и мелкого
ремонта игрового инвентаря,
* принадлежности и костюмы для ролевых игр, игр-представ
лений и праздников,
* пособия по игре, книги, журналы, плакаты и др.,
* оборудование для проведения и хранения игр.
Большой популярностью как в самостоятельной игре детей, так и в сюжетно-ролевых играх, специально организуемых работником игротеки, пользуется уголок игрушек - с куклами, машинками, иногда с кукольными домиками или целыми наборами для сюжетных игр детей-дошкольников и младших школьников: в школу, магазин, столовую, ферму, больницу, гараж...
Для детей постарше важны конструирование, строительство, изобретательство, поэтому желательно предусмотреть место для занятий с различными конструкторами (мелкими для индивидуальных занятий, крупногабаритными для коллективных, а также электро-, радио- и электронными) и строительными наборами. Помимо обеспечения детей готовыми, т. е. купленными в магазине конструкторами и наборами, не менее важно снабдить их природными и другими материалами.

Естественно, по мере расширения фонда игротеки растет потребность в шкафах, стеллажах, полках. Отдельно желательно расположить библиотечку литературы по игре, занимательным наукам, развивающим играм и упражнениям, а также специальную и методическую литературу для родителей.
И конечно же, большое значение имеет наличие достаточного пространства для подвижных и малоподвижных игр, а также обеспечение необходимым для игр такого рода оборудованием и инвентарем.
К сожалению, в помещении бывает трудно провести многие подвижные игры, особенно если они требуют большой площадки. Тем не менее, наличие игрового инвентаря для подвижных игр позволит организовать подвижные игры в вестибюле, холле, спортивном зале, а при хорошей погоде - на улице. Если есть возможность, желательно во дворе иметь, к примеру, расчерченные площадки для игры в мяч, классики и др., даже при отсутствии специально оборудованных площадок.
Ниже мы попытаемся систематизировать по принципам те идеи и наблюдения, которые возникли осмысления, иногда переосмысления передового опыта отечественной дефектологии и под большим влиянием теоретического исследования А. В. Суворова1 и были опробованы нами в системе работы по игротерапии развития в условиях деятельности игротек:

* принцип взаимной человечности (А. В. Суворов),
* принцип постоянного поиска обходных (в обход физической
инвалидности, но при строгом учете ее форм) вариантов
решения проблем (Л. С. Выготский),
* принцип совместно-раздельной деятельности (А. И. Мещеря
ков) как основа человеческого взаимодействия в труде и игре
(Ф. Барлетт),
* принцип поиска разумной, для каждого индивидуальной меры
сочетания опеки и самостоятельности,
* принцип разновозрастное™ и взаимообучения (детей, детей и
взрослых),
* принцип соревновательности, где главное (по А. В. Суворову) - соревнование с самим собой как первичная, исходная форма самоутверждения,
принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей с целью их приумножения и развития.
(А. В. Суворов - человек удивительной судьбы, прошедший уникальный путь собственного творческого развития, преодолевший слепоглухоту и ставший доктором психологических наук и автором ряда известных книг, посвященных преодолению сложнейших физических недугов.)

Мы сознательно акцентируем внимание на немногих, но достаточных, как нам кажется, принципах для того, чтобы сориентировать педагогов, психологов или культорганизаторов на работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Понимание этих принципов и претворение их в практической работе оказывается тем более существенным, что в России до сих пор не ведется специальной подготовки кадров для организации игр и игровых программ. Поэтому даже педагогам и дефектологам приходится осваивать новые формы работы, обращаться, к тому, чему их специально не учили в вузе, но что совершенно необходимо в практической деятельности по организации игр с детьми и подростками, имеющими ограничения физических и интеллектуальных возможностей. Многое приходится осваивать самим при непосредственной работе с детьми-инвалидами. Нужно быть всегда психологически готовыми к этому.
Успех работы игротеки определяет, прежде всего, ее руководитель. Но руководителей игротек, к сожалению, пока нигде не готовят. Ими обычно становятся педагоги, социальные работники, воспитатели, стремящиеся активно использовать в своей деятельности по поддержанию и развитию ослабленных детей наиболее гуманные средства, соответствующие возрастным интересам и психофизическим возможностям детей. Естественно, необходимы специальные знания и умения, однако надо подчеркнуть важность радостной, приятной, дружелюбной и спокойной атмосферы. Полезно вести дневник наблюдений, фиксируя наиболее понравившиеся детям игры, удачи и неудачи в своей работе, - это помогает выработать программу профессионального совершенствования руководителей игротек. Восприятие и понимание окружающего мира у людей с ограниченными возможностями часто своеобразно и неповторимо. Вот что пишет, например, об этом О. И. Скороходова2: "Однажды в магазине мне показали игрушечного крокодила. Но эта игрушка не дала мне абсолютно никакого представления о крокодиле. Этот крокодил был наряжен в рукавицы, обут и вообще выглядел очень нарядным франтом". Эф-
(Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.)
фективность деятельности руководителя игротек определяется далеко не только его профессиональными качествами "игровика", но и способностью любить и понимать детей- на этом основана вся "родительская" педагогика в семьях, где полноценно воспитываются дети и подростки-инвалиды.
Кроме общепедагогических знаний и умений, весьма полезны немногие практические советы, вынесенные нами из опыта непосредственной организации как индивидуальных, так и в групповых игровых занятий постоянного и переменного состава с детьми-инвалидами. Советуем придерживаться трех, как нам кажется, главных моментов:
1. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого. Путь к развитию игровых знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к игре и требует от руководителя способности и умения заинтересовать и увлечь детей как конкретной игрой, так и игровой программой в целом. Именно отталкиваясь от интереса к игре и игровой задаче, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, игровых навыков, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориента
цией на самовоспитание.
2. Постоянное создание "ситуации успеха". Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подбор игр и индивидуальные методические находки культорганизаторов и педагогов позволяют игре быть игрой, а не нудным и трудным занятием. Радость в игре, от игры, в ситуациях игрового общения детей друг с другом - необходимое условие всякой игровой программы.
3. Важнейшая роль в организации игр отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Говоря строго научно, такая методика должна быть названа субъектно ориентированной игровой деятельностью. Индивидуальный подход является общепедагогическим требованием, но в работе с детьми и подростками-инвалидами мы гораздо сильнее ощущаем необходимость учитывать совершенно неповторимую ситуацию личностного развития каждого. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие игр в игротеке открьтает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности игротерапевтической деятельности.
Программа и методика деятельности игротеки определяется конкретными условиями воспитания, поэтому мы ограничиваемся наиболее общими методическими рекомендациями по проведению игр. Авторитетным пособием подобного рода является выдержавшая несколько изданий книга В. Л. Страковской "Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей" (М., 1987), где предусмотрены как программы общего характера, позволяющие участвовать в них детям с разными формами и степенью проявления ограничения возможностей, так и специальные программы, рассчитанные не детей с конкретными заболеваниями.
Особого внимания требует организация доступных детям и подросткам-инвалидам подвижных игр. При проведении игр необходимо учитывать некоторые возрастные особенности детского организма: функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, высшую нервную деятельность. Это обязывает более тонко подбирать соответствующую методику проведения игр, учитывая не только основные потребности и особенности развития детей, но и ограниченные возможности больных и ослабленных детей, задержку или даже полную утрату некоторых двигательных и других функций.
Проведение игр с детьми с ограничениями возможностей требует медицинского и педагогического контроля за их состоянием непосредственно во время игры и в течение дня, учета проявляющихся признаков усталости. При возникновении нежелательных симптомов необходимо принять соответствующие меры, например, дать ребенку роль, не требующую большого напряжения: помощника руководителя, судьи и т. п.
Необходимо учитывать, что при проведении подвижных игр трудность представляет определение посильной нагрузки. Дозирование нагрузки обеспечивается тщательным подбором доступных и разнообразных игр, подходящих для данных ребенка или группы детей с учетом формы и степени их инвалидности, и включением пауз для отдыха и дыхательных упражнений. Особое значение для регулирования нагрузки имеет эмоциональный накал игры. Важно обеспечить постепенность в повышении нагрузки изменением продолжительности игр, количеством повторений игровых действий, выбором сюжета, ритма, темпа и т. п. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки.
Очень важно и число детей в группе. Оно должно обусловливаться не только возрастом, но и состоянием здоровья, развитием психомоторных качеств, общей физической подготовленностью.
Чрезвычайно важен настрой и тон руководителя (педагога, психолога, воспитателя). Он должен быть бодрым, ласковым, спокойным, давать детям эмоциональный заряд, вселять уверенность в своих силах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние детей (возбудимость, вялость, суетливость и т. д.), уметь вовремя предупредить конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми. Важно быть способным самому включиться в игру, взять на себя какие-то роли.
Не вполне справедливо распространенное мнение о том, что организация малоподвижных и настольных игр для детей с ограниченными возможностями не требует от педагога особой подготовки. Конечно, подобные игры, не предполагающие значительную двигательную деятельность и перемещения, более спокойны по своему характеру. Однако их организатору требуется особое внимание уделить доступности каждой из игр для детей с разными формами проявления инвалидности. Это особенно наглядно проявляется в смешанных группах, где представлены разные по характеру и степени инвалидности дети. Выбор педагогом конкретных игр должен обеспечить доступность игры для соответствующих групп детей, отсутствие ненужной состязательности, поскольку только опытный педагог-дефек-толог при первом знакомстве с детьми способен определить, что доступно ребенку и что способно принести положительный развивающий эффект.
Хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр (не менее 3-5 игр или их комплектов), что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками и т. п.), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах.
Задачи педагогов и воспитателей значительно облегчаются, если есть возможность проводить занятия регулярно. Постепенно выявляются игровые предпочтения детей, а педагогу становятся известны как их любимые игры (об этом полезно расспросить на первых занятиях), так и индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка. Игра не просто занятие и времяпрепровождение, но и школа развития интересов и творческих способностей ребенка, важных в дальнейшей жизни.
Воспитательное применение игр и игровых форм в среде детей и взрослых с ограниченными возможностями находит свое выражение в специальных игровых программах и при организации детских праздников.
Игровые программы очень разнообразны. Это и проводимые в игровой форме дни рождения и другие семейные праздники, это календарные праздники, памятные события в деятельности школ и детских коллективов, да и просто каникулы и выходные дни. Праздником может стать любое запоминающееся событие детской жизни.
Московский городской Дворец творчества на Воробьевых горах проводит много традиционных праздников (Неделя игры и игрушки, День народных игр, "Играй-город"), нередко специально предусматриваются дни праздников для семей, для воспитанников детских домов, детей и подростков с ограниченными возможностями. Это не значит, что в другие дни в гости на праздник в наши игротеки, выставочные и театральные залы не приходят семьи с детьми-инвалидами, но специальные праздничные дни и фестивальные программы имеют несомненно большие возможности для воспитания и развития детей-инвалидов.
Праздником для многих интернатов и детских лечебных учреждений являются выезды игротеки Московского Дворца творчества. В этот день игры "приезжают в гости" к детям и подросткам, проживающим в лечебных стационарах, интернатах, профилакториях. Специальные игровые программы, наличие игрового инвентаря и умение специалистов создать атмосферу праздника дарят детям радость, вносят разнообразие в их жизнь, способствуют приобретению новых знаний.
Деятельность игротек, организация разнообразных форм игрового поведения детей и подростков с ограниченными возможностями и наблюдение за ними дают хорошие, иногда уникальные возможности для визуальной диагностики детского развития как основы для организации специальных игротерапевтических программ.
Игротерапия особенно активно используется в практике коррекции и лечения больных и ослабленных детей в последние два десятилетия. Коррекционно-развивающая игротерапия имеет целый ряд сложившихся направлений и охватывает многие категории детей-инвалидов. Такие программы доступны профессионально подготовленным специалистам и всегда предусматривают проведение предварительной диагностики. Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игровых занятий: игротерапия по сценариям народных сказок, ролевые игры, куклотерапия и т. п. Часто используются и конкретные игры ("Гуси-лебеди", "Репка", хороводные игры, театральные инсценировки, работа с персонажами кукольного театра, игровые аттракционы и т. п.). При этом осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, преодоление страхов. Эффективны игровые формы для работы с детьми, имеющими задержку психического развития и даже глубокие ограничения интеллектуального развития, активно используются специальные игровые программы для детей с диагнозом ДЦП и др.
Разработка специальных развивающих игротерапевтических программ всегда должна осуществляться специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт практической работы, отвечающий форме и степени детской инвалидности. Проводятся такие программы под руководством опытных консультантов - дефектоло-гов и психологов, направляющих и корректирующих игротерапев-тические программы, в которых участвуют педагоги и наиболее подготовленные родители. Например, хорошо зарекомендовали себя игровые программы из книги "Лечебная педагогика" А. Г. Кагана, в предисловии к которой известный психотерапевт проф. В. Н. Мяси-щев отмечал удачное сочетание медицинской, педагогической и психологической работы. Ряд интересных игротерапевтических программ разработан в рамках президентской программы "Дети-инвалиды" под редакцией проф. С. А. Беличевой. Удачным опытом в осуществлении подобных программ на базе игротеки для школьников и младших школьников является экспериментальная программа "Игротерапия развития", осуществляемая в отделе игры Московского городского Дворца творчества детей и юношества педагогом-психологом Т. В. Плотниковой. В программе, рассчитанной на два года, используются десятки разнообразных игр, в которых участвуют дети и их родители. В этой программе последовательно осуществляется игровая диагностика и коррекция через систему игровых упражнений многих
значимых индивидуальных и социально-психологических проблем личностного развития.
Все это доказывает эффективность сочетания общеразвивающего воздействия отдельных игр и игровых программ с целенаправленным использованием методов профессиональной игровой диагностики и игротерапии детей, подростков и молодежи с разными формами ограничения физических и интеллектуальных возможностей.

к началу раздела


 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология