Главная страница найти на странице
 

к началу раздела

С. В. Григорьев (г. Москва)

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ

В современном российском обществе существует, но пока, к сожалению, далеко не всегда и не всеми осознается проблема социального заказа на игровые программы для детей и взрослых с разными формами и степенью инвалидности. И то, что в нашем ныне кризисном социуме эта проблема поднимается, уже говорит о ее важности. Об этом свидетельствует и то внимание, которое проявляют к игре - казалось бы, не столь уж животрепещущей проблеме.
Игра -- это радость общения, способная вернуть полноту жизни людям, судьба которых обозначила проблему преодоления тех физических, а иногда и интеллектуальных недостатков, в которых они невинны. Подарить им радость общения, полноту жизни - одна из важных задач, которая стоит перед всем обществом. Но решать ее часто приходится не только при помощи каких-то обширных государственных программ, но и общественных, и даже индивидуальных инициатив, в том числе таких, как данный фестиваль.
Очень отрадно, что творческие люди, имеющие ограниченные физические возможности, выступают не только в роли участников, но и часто -- в роли субъектов, сами разрабатывают, проводят и осуществляют такие программы, потому что они ощущают их жизненную необходимость. Их игровые программы очень выделялись и всегда будут выделяться на фоне всего того, что делают даже хорошо подготовленные здоровые люди, будь то педагоги, сурдопедагоги или великолепные куль-
торганизаторы.
Я хочу напомнить, что право на досуг и игры декларируется во многих международных документах. Если в первые годы существования ООН акцент делался на то, чтобы предоставить возможность отдыха от труда, то в последнем документе, который обозначен как конвенция о правах ребенка, прямо говорится: "Право на досуг и игры". И целый ряд международных организаций, в т. ч. таких известных, как Всемирная организа дня здравоохранения, ЮНЕСКО, и менее известные, такие как АМЕП - организация по дошкольному воспитанию, непосредственно занимаются разработкой этих программ. И рождаются движения, создающие игротеки для разных категорий инвалидов. Существуют программы, которые называются по-английски "Р1ау\\гог1л гог Веуе1ортеп1", т. е. игровая работа для развития. Это движение во многом стимулируется теми документами, которые выработаны международными организациями, в том числе Советом Европы.

Западный опыт для нас с вами важен, на него необходимо ориентироваться там, где мы отстали. Но и тот опыт, который связан с отечественными традициями, следует изучать. Нельзя согласиться с теми, кто говорит, что интерес к проблеме возник вчера или сегодня. Серьезное внимание к игре проявлялось примерно уже сто лет назад. По подсчетам специалистов, более ста сборников игр существовало на конец прошлого столетия.
Интересные инициативы были и в 20-е годы нынешнего столетия. Например, издавался непериодический журнал "Игра". Несколько выпусков, предисловие к которым написал А. В. Луначарский, содержали игровые сценарии и т. д.
Надо иметь в виду не только 6 млн. людей, ограниченных в своих возможностях, но и их семьи, людей, им помогающих. Это, в конце концов, большинство этнических и конфессиональных групп, живущих в России. Вот эту масштабность проблемы чрезвычайно важно учитывать.
Как психолог я хотел бы подчеркнуть еще одну проблему, которая сближает нас и людей с ограниченными возможностями. У каждого из нас можно спросить и найти то, что для него недоступно, то, что как бы ограничивает его возможности, физические и интеллектуальные. В этом смысле люди с ограниченными физическими возможностями только обобщают проблемы. Они тоже способны помогать нам. Но сначала мы должны суметь помочь им.
Игра, которую философ и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн называл практикой развития, может дать возможность разным категориям инвалидов принимать участие в игровых программах, участвовать в них творчески, компенсируя и корректируя те физические и интеллектуальные недостатки, которые им нужно помочь преодолеть. Возможности игровых программ в этом очень велики. Для нас существенно важны проблемы не просто интеллектуального, но, особенно, морального развития.
Наши игровые программы помогают формировать интерес к жизни, желание развиваться, действовать, пробовать себя в новых сферах. Те проблемы, которые решают сегодня в образовании, правильней считать только проблемами начала жизни человека. Мы должны говорить о непрерывном образовании. В том числе и для инвалидов. Развитие и преодоление своих физических недостатков занимает у них всю жизнь. Часто они обречены главную часть и главные силы своей жизни отдавать именно на то, чтобы их развитие не осуществлялось в ущерб близким, родным, помогающим им людям.
Но радость общения и возможности своего творческого рос та они находят в хорошо организованных, продуманных программах.
Формирование полноценной игровой культуры нашего общества в целом охватывает очень многие сферы жизнедеятельности инвалидов, как детей, так и взрослых. Нужно отчетливо понимать, что полноценная игровая культура общества, а это задача очень важная, не может быть сведена только к компьютерным играм, только к играм физического развития или к театрализованным играм. Нужна вся полнота игровой культуры, которая обеспечивает возможную гармоничность бытия людей с теми или иными особенностями их физической и интеллектуальной сферы. Формирование полноценной игровой культуры общества и человека просто невозможно без специальной забо ты о развитии игровой культуры людей с ограниченными физическими, возможностями,
Главным девизом конференции должно быть: "Играйте на здоровье". Это полезно всем и каждому, особенно той катего рии людей, которой посвящен наш фестиваль.

к началу раздела


 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология