Главная страница найти на странице
 

к началу раздела

Григорьев Сергей Владимирович

Кандидат психологических наук, зав. Сектором развития игровой культуры МГДД(Ю)Т, ведущий научный сотрудник. Центра дополнительного и альтернативного образования Московского института открытого образования.

Игрушка в игротерапии и развитии

Современное состояние игровой культуры реального мира детства России начала 3 тысячелетия отличается крайней противоречивостью проявляющихся тенденций развития. Сложившаяся традиция выставок "Мир детства" дает основание для обсуждения ряда важных проблем:
1.Значение и смысл игрушки и игры могут быть психологически поняты и, что более важно, во благо развития ребенка использованы, только в контексте общей логики развития игровой культуры человека.
2.Игрушки и игры как предметная материализация игровой культуры предвосхищают игровую деятельность (антиципация будущего развития) детей, главными ценностями которой являются самовыражение и развитие личности - важнейший результат игрового взаимодействия взрослеющего человека с Миром. Такое развитие всегда опосредовано реальным состоянием игровой культуры социума. Разные типы игр и игрушек имеют свою логику развивающего воздействия, свои сензитивные периоды эффективного влияния на развитие. Поэтому следует развивать психолого-акмеологический подход к анализу игрушек и игр, обеспечивая психологическое сопровождение в системе "ребёнок-игрушка". Мы считаем методолого-методически правильным ориентировать традиционную игротерапию на субъектно-деятельностную стратегию, игротерапию развития, возможность оптимизировать применение игровых средств на основе диагностики реального уровня и возможных вершин (акме) личностного роста на жизненном пути человека, особенно в период взросления.
3. Основная причина малой продуктивности государственных решений 1996-2003 гг. о введении психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (включая Всероссийскую конференцию Минобразования РФ в ноябре 2003) в отсутствии системного мониторинга реального состояния рынка игрушек и игр. Число добровольно представленных на психолого-педагогическую экспертизу игрушек и игр составляет менее 1% от реального набора игр доступных главным покупателям - родителям. При этом, по экспертным оценкам в ряде регионов России не менее половины игрушек, игр и других элементов предметно-игровой среды необходимо заново отрабатывать логику взаимодействия образовательных, медицинских и социально-педагогических практик по психологическому сопровождению развития (игра - важнейшая практика самовыражения и развития в возрасте детства) и комплексной реабилитации детей с девиациями развития.
Литература:
1.Программа курса "Субъектно-ориентированная игротерапия развития". Автор С.В.Григорьев. М.,Институт психоанализа,2002.
2.Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на пороге XXI века. Отв. ред. С.В.Григорьев. М., 2001;
3. Игра и праздник: современные проблемы. Отв. ред. С.В.Григорьев, А.С.Фролов.М., 2003.

к началу раздела


 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология