Главная страница найти на странице
 

С.В. Григорьев
Самопознание субъекта игры
и антиципация будущего развития

Рубежи третьего тысячелетия обозначили новые, существенно иные отношения игры и труда, игры и свободного времени, игры и познания – обмена информацией и обучения, творчества и искусства, исследовательских практик, самопознания субъекта. Игра, концептуализируемая как игровая культура человека-личности, и субъектов иных уровней, включая общество в целом, предполагает освоение гуманитарным знанием, психологической наукой и практикой игровых форм индивидуальной и социальной жизнедеятельности, деятельности, самодеятельности и творчества, а также системы игровых
и неигровых отношений
личности
к себе, к другим, к миру в целом.
Созидательная работа конкретна. Теория и практика игры, развитие празднично-игровой культуры предполагают соединение мотива и цели, интенции и результата, слова и дела в постижении закономерностей изучения, понимания и применения традиционных и современных игр, исторически оправданного игрового опыта и традиций с современными творчески-игровыми инновационными технологиями и формами организации игр.
Игра это не только практика развития, но и антиципация развития. В игре не только предвосхищаются онтогенетические и филогенетические аспекты психологии развития, но и прокладываются пути, апробируются социокультурные новации, определяющие траектории и тренды развития.
Наша исследовательская позиция — игра есть школа самосознания – самоопределения, антиципации возможностей и ограничений самовыражения и развития Человека. Этому посвящена наша книга «Игра и самосознание культуры».

Уже более 10 лет существует и действует наше Общество друзей игры – МОДИ, зарегистрированное в декабре 1994 г. Министерством юстиции РФ. Через организационную, издательскую деятельность нашей организации реализуется общественно-государственное взаимодействие, о котором теперь столь много пишут и говорят на разных
административных и управленческих
уровнях.
Своеобразным водоразделом тысячелетий стал целый ряд природно-климатических, социокультурных, субъективно-субъектных проблем. Среди них со всей очевидностью стоит и проблема Игры, Человека Играющего, Игр сознания и самосознания субъектов всех уровней.
Материалы трех выпусков «Академии игры» в полной мере свидетельствуют о стремительном развитии теории и практики игры, своеобразной расширяющейся галактики в многообразии «миров игры», смешении границ реального, личностного и виртуального...
Игра стала фундаментальной научной проблемой, охватываемой только системой разных научных дисциплин. Всепроникающий характер носят игры, игрушки и игровые технологии бытия. Происходит осознание философами
игроизации жизни, а в социологических исследованиях выявляется играизация социальной сферы. Вопрос о природе Homo Ludens'a из проблем книжно-культурологического плана шагнул в реальную жизнь, что заметно проявляется в первом десятилетии XXI века, когда Человек Играющий прочно обосновался в массовой культуре общества. Психологические опасности и социальные угрозы современных «игр сознания»,  реализующих как архетипические

игровые начала, так и инновационные (технологии, гуманистические тенденции, отношения, проекты и др.) проблематизирующие базовые для социальной жизни и экологии культуры отношения: человек – природа, человек – техника, человек – семиотическая система и т.п. Игровые отношения пронизывают каждую из этих подсистем. Важнейшей проблемой является самоорганизация субъекта игровой культуры.
Развитые формы самосознания человека (эволюционной вершины рода Homo) предстают как история культурно-психологической вереницы поколений, обозначающей горизонты развития. Необходим Человек, самоорганизующийся и ответственный за Природу, Общество, Культуру и Развитие. Всем нам хочется надеяться (и/или) верить, что новые вершины и горизонты развития – впереди.
Учение В.М.Бехтерева о границах сознания и самосознания человека и культуры человечества, развиваемое в логике, названной В.И.Вернадским «Ломоносовской линией в отечественной науке», предвосхищает субъектно-системное видение основной проблемы «Субъект и Мир» и современной социальной экологии развития личности и общества.
Многие перспективы гуманистически ориентированной науки и психологической гармонизации основных отношений «человек-мир» связаны с преодолением методологии, методики и техник игрового манипулирования сознанием, кентавр-проектов, игр моды и игровой виртуализации, при которых нарушается сложившийся в культуре баланс неигровых и игровых отношений в жизни – культуре – развитии и самосознании. Игра не только полезна, но и опасна… Опасна для сознания.

Современные научные исследования рассматривают явление антиципации как неотъемлемое свойство психического, имеющее универсальную природу. Развитие антиципации как временно-пространственного упреждения начинается
 

в раннем онтогенезе через избирательность и направленность поведения, основывается на интерсенсорном взаимодействии (Е.А.Сергиенко, 1997, 2005) и постепенно становится универсальным механизмом психической организации субъекта. В наших исследованиях психологии игровой культуры доказана  (С.В.Григорьев, 1990, 2003) связь антиципации с игровыми механизмами развития, с формированием интегративных (универсально-уникальных для каждой личности) механизмов реализации способностей и сверхспособностей в деятельности, игре и творчестве на индивидуальном и коллективно-групповом уровнях.
Границы исследования, его основной научный локус обоснованно связан с историей и осмыслением отечественной этнографии и этнопсихологических исследований. Это охватывает около полутора веков российской истории, нашедших наиболее полное отражение в отечественных архивах, биографиях, документах и других исторических и психологических источниках, вобравших в себя субъектность культуры.
Россия на качелях XX века
Зримые и невидимые диалоги культур, разных людей, групп, поколений и эпох находили свое единение в самоорганизующемся пространстве-времени культуры. Диалог-взаимодействие является необходимым и, по нашему мнению, минимально достаточным историческим пространством выявления сущностных психологических закономерностей и особенностей эволюционно-исторического бытия игры и современности (настоящего трансформера игровых форм, спрятанного и, напротив, нарочито кичащегося новизной).
Познание и самоорганизация созидательной деятельности в историко-эволюционном процессе связаны со становлением субъектной гармо-низации.

Опасной игрой на пороге XXI века становится самоосознавание «игр судьбы

и игр самосознания – господства и власти, становящихся привычным игранием с другими, с собой, с миром.
Впервые высказанная нами на II Международных чтениях памяти Н.Н.Моисеева идея глобальной биохронологии развития, видится переходящей в самосознание поколений ноосферного развития. Цепочка имен: А.В. Арциховский, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, тафономия И.А. Ефре-мова, дендрохронология Б.А. Колчина, исследования Н.Н. Моисеева, А.Н. Не-смеянов, И.В. Петрянов-Соколов, А.Л. Чижевский, А.А. Яншин. Единая линия и логика развития Ноосферы.
Россия евразийски соединяет запад и восток, на качелях геополитической игры Востока и Запада.
Есть смысл в полемике исторических мнений у порога XXI века (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, А.Г.Кузь-мин, Б.А.Рыбаков и др.).
По самоощущению автора, в начале XXI века – на пороге третьего тысячелетия вырабатываются планетарные и российские стратегии Развития – антиципация будущего.
Самосознание субъекта в поисках смысла игровой реальности
Стремительна игра человека со Временем – временем жизни (течением времени собственной жизни), дел и слов разных поколений…
История России не столько цепочка исторических отставаний страны – империи – республики, сколько предчувствие, предвосхищение и эксперимент по антиципации развития Евразии или даже всего человечества, что показали золотой и серебряный век российской истории.
Возможна игра с вечным и Вечностью. Игра и становящиеся всё более доступные игровые технологии бросают вызов познанию, вызов культуре, порождая и кантовские, и новые, инновационные вызовы Развитию.

Границы игры, о-граничения себя (и/или в себе) как человека играющего и

Человека ответственного, ответственного за Развитие себя, других и всех вместе, т.е. за пространства культуры, освоенные самосознанием, и жизнеутверждение и культуру созидания-жизнетворчества.
История культуры, культурология игры дают нам удивительные субъектно-биографические примеры жизнерадостных людей, человеческих побед жизнетворчества. При этом каждый победитель уникален и ярок по-своему: Л.Н.Толстой, В.М.Бехтерев и И.П.Пав-лов, Ю.П.Власов и Ю.А.Гагарин, В.П.Чкалов, А.А.Зиновьев и др. в России, СССР, РФ... Ж.Деррида как человек и культурный проект…
Fair Play (правила игры) – честная Игра необходима, но это должна быть Честная игра с Другими, с миром и с самим собой.
Предвосхищая грядущее – развитие в XXI веке – пора со-ориентироваться на субъективно-личностное и субъектно-целевое человековедческое измерение глобального общепланетарного Развития. Игра – естественная, социокультурная и личностно-субъектная практика предвосхищения (антиципации) развития. Игра человека как субъекта развития соединяет Слово и Дело, Память человека и антиципацию своего будущего, Психическое как отражение и, напротив, порождение Нового – Творчество, Сознание и СамоСознание.
Преодолевая многочисленные игры сознания и самосознания субъектов развития: личности – групп и сообществ человечества, – формируется новое социальное мышление новая система координат и ценностей развития. Игра становится в круг важнейших слов планетарной лексики человечества.
Субъектно-системный подход к
ИГРЕ является главной стратегией развития исследований игры и ее Понимания — стратегией, осуществляемой по мере сил и возможностей редколлегией нашего издания «Академия игры-2006».

С.В. Григорьев

Публикуемая статья основывается на докладе автора на Всероссийской научной конференции «Человек как субъект действия в эпоху цивилизационного слома и становления исторически нового пространства» 22-23 сентября 2004 года, организованной Российской академией образования и Российской академией государственной службы при президенте РФ

 

 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология