Главная страница найти на странице
 

Эортология

Растем играючи

Сергей ГРИГОРЬЕВ, кандидат психологических наук
Александр ФРОЛОВ, кандидат педагогических наук МГДД(Ю)Т

хМесто и роль игры и праздника в современном обществе огромны. Они - отражение истории и культуры страны, менталитета народов и личности. Психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость как весьма важный аспект сферы образования и культуры общества.

хНо кроме всего прочего праздник и игра - важные составляющие ира детства. Празднично-игровая культура (ПИК) преобразует повседневную действительность, преображает самого человека как субъекта культуры и преображает окружающий мир.
Празднично-игровая культура детей и молодежи третьего тысячелетия - это огромный спектр проблем, и научных, и практических. Более подробное исследование детских игр и праздников мы находим в работах известных авторов В. Григорьева, А. Некрыловой, Г. Ту-бельской, С. Шмакова, Г. Черного, И. Фришман и др. Однако это явление в жизни детей напрямую связано с проблемой формирования личности ребенка и привлекает все новых специалистов в области педагогики и культуры. И этому есть немало причин.
На рубеже XXI века, как показывают материалы научных исследований, международных конференций и экспертных обсуждений, в том числе организованных Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества совместно с Советом хпо празднично-игровой культуре при ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Международным обществом друзей игры, произошли качественные изменения в состоянии и ориентирах развития игровой культуры российского общества.
Сегодня существенно возросли роль и место празднично-игровых явлений, их новых форм и технологий в жизни человека и общества, а значит, в обучении, воспитании и развитии личности. Новое осмысление аксиологии и психологии игры и праздника должно быть поставлено в центр обсуждения проблемы формирования личности в современном образовании, шире - культуры общества. С нашей точки зрения, единство подхода в понимании психолого-педагогической сущности игры и праздника обеспечивается через реализацию принципа субъекта развития празднично-игровой культуры.
Этой важной педагогической теме были посвящены научно-практические конференции по проблемам игры и праздника, состоявшеиеся в последние три года в стенах МГДД(Ю)Т. Сам жанр такой конференции предполагает обсуждение актуальных тем специалистами и экспертами, имеющими реальный опыт позитивной созидательной деятельности в сфере ПИК. Такой опыт, как правило, ценен и поучителен в научно-методическом, а нередко и в методологическом осмыслении деятельности лучших учреждений образования Москвы, Санкт-Пи-тербурга и ряда городов Центральной России.
Большой практический опыт нашего Дворца в проведении праздников и игр позволяет проанализировать эту многолетную работу, и на основе такого анализа выстроить определенную программу по развитию ПИК детей и молодежи в системе дополнительного образования столичного мегаполиса. Ведущая роль в этом твор-ческо-педагогическом процессе принадлежит непосредственно специалистам в области организации праздников, деятельности игротек, а также педагогам и методистам, занимающимся многообразными формами культур-но-досуговой деятельности образовательных учрежде-

ний. Праздник и игра, являясь, с одной стороны, вполне самостоятельными формами активной работы с детьми и молодежью, с другой, предстают взаимодополняющими элементами педагогического взаимодействия в сфере развития и воспитания личности. А это позволяет освоить общечеловеческое и национальное культурное наследие с учетом индивидуально-психологического потенциала взрослеющего человека.
Программы развития ПИК детей и молодежи основываются на научно-экспериментальном педагогическом опыте учреждений дополнительного образования детей Москвы и особенно практической деятельности МГДЦ(Ю)Т на Воробьевых горах. Городская научно-практическая конференция является логическим продолжением работы творческо-педагогического коллектива Дворца в сфере празднично-игровой деятельности.
Обсуждению актуальных психолого-педагогических проблем в сфере ПИК предшествовало создание в начале 1990-х годов открытой городской программы "Игра", которая позволила систематизировать деятельность в сфере игры и игровых технологий воспитания. Существенным этапом в этой работе стала подготовка в 2002 году городской комплексной программы "Праздники Детства", что помогло на научной основе подойти к решению проблем взаимодействия по организации праздников для детей и юношества с учетом современных педагогических требований к формированию личности.
Конференция была приурочена к традиционному детскому игровому празднику "Неделя игры и игрушки" в МГДД(Ю)Т, который имеет более чем пятидесятилетнюю историю - в нем участвовали уже несколько поколений москвичей. Содержание этого праздника вбирает в себя все основные компоненты празднично-игрового действа в сочетании с интерактивным участием детей и взрос-лых.Такие масштабные проекты, как традиционная "Неделя игры и игрушки - Путешествие в страну игр", являются убедительными примерами и своеобразным длительным социально-психологическим экспериментом по позитивному психолого-педагогически осмысленному воздействию на игросферу реальной личности и игровую культуру мегаполиса.
Все это дает нам уверенность, что конференции по Празднично-игровой культуре детей и молодежи определяет перспективное направление педагогического воздействия на формирование юного поколения швого тысячелетия. Очередная такая встреча состоится у нас во Дворце осенью нынешнего года. Мы рады принять всех тех, кого волнует эта проблематика, кто разрабатывает ее теоретические апспекты, кто двигает вперед наше дело на практике. Ждем вас на нашем сайте НИр:// ргагйшКо'еМ.пагоо'.ги, готовы выслушать ваши предложения относительно повестки дня, с радостью узнаем от вас новые адреса, где живут Праздники детства.
Информационным партнером
предстоящей конференции снова станет
журнал "Вожатый века".

х

ЭОРТОЛОГИЯ (от греч. еорт - праздник + logos— учение) - наука о праздниках, их истории и традициях. Э., занимающаяся формой и смыслом праздников, нередко рассматривается как часть литургики - науки, изу­чающей богослужение христианства. Э. и игрология занимаются осмысле­нием преимущественно теоретических, структурно-содержательных и исто­рических аспектов развития ПИК.


Игра и праздник

УДК 793 ББК 88
Г 83
Григорьев СВ., Фролов А.С.
Г83    Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
18ВК 5-901667-08-5 Рецензенты:
Б.З.Вульфов, доктор педагогических наук, профессор В.А.Разумный, доктор философских наук, профессор,
Данный тезаурус является результатом специального анализа развития сферы празднично-игровой культуры современного мира детства, а также изучения научных концепций и социальных представлений широкого круга специалистов по проблемам игры и праздника. Это поможет на научной основе подойти к решению проблем взаимодействия теории и практики организации игровых программ и праздников для детей и юношества с учетом совре­менных социально-педагогических требований к формированию игровой и празднично-игровой культуры Детства и творческому саморазвитию личности развитию человека как субъекта культуры.

Литературные редакторы: Е.В. Борисов, Е.А. Ефимова Технический редактор: Е.А. Ефимова Дизайн обложки: В.С.Аромштам

© Григорьев С.В., 2006
5-901667-08-5                                 
© Фролов А.С..

   
   
   
   
 
 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология